Точно так же была описана еще пятиликими вместе с Биосом, точно так же освоение ее началось только в Золотом веке, одновременно с Первой луной.
Изначально Дос представлялся менее ценным объектом, ибо рудных залежей там практически не было, да и энергоновые пласты и россыпи были как-то пожиже и встречались пореже. Но, руководствуясь принципом, что с шарктикона хоть пару зубов на память, добычу и переработку энергокристаллов там все же  начали. Соответственно, были заложены шахты, перерабатывающие комбинаты, построены жилые массивы и сооружен космический мост, имевший два выхода: на полигексийскую распределительную станцию и восскую станцию приема ресурсов. Вторыми на освоение планетоида явились тарнцы. Но им нужны были не столько ресурсы, сколько пустое место и ослабленное притяжение Кибертрона. Всего этого на Второй луне было в избытке, так что в скором времени там выросли верфи, пригодные для постройки любых военных кораблей, вплоть до тяжелых крейсеров и малых мобильных баз. Они соорудили еще один невеликий космический мост и пару стационарных порталов. В этот же монет была значительно укреплена защита планетоида, и на части поверхности установлены гравитационные генераторы, облегчающие условия нахождения там всех, кто не был занят на кораблестроительстве.
По мере увеличения объемов энергонодобычи выяснились два крайне интересных факта. Во-первых, чем глубже заходили шахты, тем больше встречалось кристаллов, отличных от стандартных. Были они белесоватыми, нежно-розовыми с голубым отливом. Не энергон – энергит. Иная разновидность, позволяющая на выходе получить практически в пять раз больше сжиженной энергии, чем от простых энергокристаллов. Стратегическая ценность Доса мгновенно возросла, пожалуй, даже более, чем выход энергона. Космический мост был значительно проапгрейжен и хорошо укреплен, как и основные шахты.
Во-вторых, в отвалах, остающихся после добычи энергона, были найдены странные черные образования, иссеченные мельчайшими золотыми искрами. Образцы этих образований были посланы в праксусскую Ассамблею, в Симфур и исследовательские центры при тарнской КВА. И только последним удалось установить, что золотые вкрапления есть ни что иное, как полумифический электрум. Которому, правда, положено быть жидким, а этот странно твердый. Но его даже удалось выделить в чистом виде, поразить все ученое сообщество Кибертрона, а далее…
А далее началась гражданская война, и в Тарне резко стало не до странного может-быть-электрума. Равно как не до него было и Мегатрону, более заинтересованному пока что в кораблях и топливе. Вторая луна стала десептиконской практически мирно, без стрельбы, ибо города, имевшие с ней связь, по странной прихоти судьбы оказались чрезвычайно лояльны ко вчерашнему гладиатору.
Катастрофа на Досе произошла внезапно, в разгар победоносного шествия десептиконов по Кибертрону. Что конкретно случилось, установить так и не удалось. Известно было только то, что несколькими неделями ранее на планетоид высадился отряд автоботских боевиков в попытке выбить фиолетовозначных с луны, но ничего толкового сделать не успел, довольно вяло перестреливаясь с защитниками.
Связь со своими на Досе пропала одновременно у десептиконов и автоботов. Посланные разведчики докладывали о страшных тотальных разрушениях, полном отсутствии живых, непонятной природы аномалиях, от которых буквально сходили с ума как регистрирующие внешние приборы, так и собственные системы. Ясно было одно – кто-то применил доселе неизвестное оружие. И очень мощное. Но вот кто и какое, установить не представлялось возможным, знаки валили вину друг на друга, практически не пытаясь ничего исследовать и расследовать.
Так что на данный момент Дос представляет собой этакий «дом с привидениями», место странное, страшное – но все еще богатое ресурсами. Космические мосты и телепорты были разрушены произошедшей катастрофой, так что добраться туда сейчас можно только на челноке – или своими силами для тех, чья трансформа позволяет перемещаться в космосе. Знаки Вторую луну забросили совсем, стало откровенно не до нее, но кто знает, какая жизнь – или не-жизнь может быть там уже прочно обосновалась…